Google Translate

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 107

Статистика





Суббота, 20.04.2024, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Официальный сайт Луганского Дворянского Собрания
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Наш уездный городок
                                Анна Яковлевна Драй, член Межрегионального
союза писателей Украины
   
     Луганск был центром Славяносербского уезда с 1882  по 1919 год. Но прежде чем рассказать об этом, следует рассказать о том, как  он формировался, а также  кратко изложить историю возникновения и развития дореволюционного города Луганска. 
14 ноября 1795 году  Указом   императрицы Екатерины был учреждён Луганский литейный завод, который положил начало развитию призаводского посёлка. В 1797 году посёлок получил название Луганский завод (до этого литейный завод именовался Екатеринославским). В конце 1830-х гг. посёлок Луганский завод становится центром горного округа, а в 1852 году получает статус горного города Луганский завод.
Но давайте посмотрим  предысторию становления уездного центра.
Ранее центром Славяносербского уезда был г. Славяносербск, который был основан 6-й ротой конного гусарского полка Ивана Шевича в 1753 году на правом берегу Северского Донца при озёрах Кривом и трёх Подгорных. По озёрам возникшее поселение назвали Подгорным. В 1784 году  с. Подгорное  было преобразовано в г. Донецк, административный центр Донецкого уезда, учреждённого в том же году. В 1797 году территория Донецкого уезда была присоединена к Бахмутскому уезду, а Донецкий уезд был упразднён.
К началу 1805 года существовало два мнения о месте размещения города  Славяносербска в г. Донецке (с. Подгорное), который уже был центром уезда или в селе Каменный Брод. К этому времени Луганский завод становится по сути дела экономическим центром уезда, а по числу жителей самым крупным селением. К тому же он занимал выгодное географическое положение, имея дороги:  на север, связывающие его с Воронежем и другими губерниями России, а на юг – шла дорога на Таганрог.
Учитывая, что Луганский завод находился в ведении Горного ведомства, а Горный начальник подчинялся не губернатору, а непосредственно Берг-Коллегии, находящейся в Санкт-Петербурге,  и другой власти не могло быть, наиболее удобным местом для уездного города было признано селение Каменный Брод. В конце 1806 – начале 1807 гг. здесь были размещены присутственные места,  и город получил название Славяносербск. У местных жителей арендовали строения для размещения уездного суда, городской полиции, уездного казначейства и устройства острога.
По существующим правилам, если селение получало статус города, утверждался генеральный план его развития. И такой план был утверждён.  Предполагалось новую часть города разместить в Каменном Броде в районе расположения в советское время Тонкосуконного комбината им. Ворошилова.

Но этому плану не дано было осуществиться. Случившееся в городе  весной 1809 года большое наводнение затопило всё назначенное по плану место застройки. Снова обсуждался вопрос о переносе уездного центра Славяносербска  в  г. Донецк. Но Славяносербск в Каменном Броде уже существовал и развивался. Он начал застраиваться, появились купцы и мещане, а утверждённый 29 июля 1811 года  герб  г. Славяносербска вселял надежду на то, что уездный центр останется на прежнем месте. Война 1812 г. тоже задержала развитие города, и дело о переносе продолжалось почти 8 лет. 10 декабря 1817 года Александр 1 подписал Указ о переносе уездного города в г. Донецк с переименованием его в г. Славяносербск. А Каменный Брод снова стал казённым селом.
Документы, относящиеся к  г. Славяносербску в Каменном Броде впервые были обнаружены в Государственном архиве Луганской области (ГАЛО) в конце 2000 года научным сотрудником  Городского музея истории и культуры города Луганска Александром Сергеевичем  Люлько и в дальнейшем были подтверждены официальными документами найденными  Ю.А. Темником и Ю.Я. Егеревым. 
Земельная реформа в России 1861 года отменила крепостное право и имела большое значение для экономического развития страны. Получив свободу и некоторые права, безземельные крестьяне устремились в города в поисках заработка. Началось быстрое развитие промышленности, в том числе Донецкого бассейна, а также интенсивный рост городов. Широкие возможности для расширения деятельности получили купцы и промышленники. Однако управлять делами без городского устройства было затруднительным. Отсутствие городского общественного управления тормозило  развитие посёлка. И хотя и без административных преобразований посёлок рос и развивался,   купцы, духовенство и мещане неоднократно обращались о переносе уездного города. Но только  с 3 сентября  1882 года после неоднократных ходатайств о переименовании Луганского завода в город Луганск и преобразовании его в уездный город, было решено перенести уездный центр в более перспективный Луганск с перемещением в него административных учреждений (присутственных мест): магистрата, ратуши, Городской думы и уездного суда…  Таким образом,  Луганск становится центром Славяносербского уезда, коим и оставался вплоть до 1919 года, а г. Славяносербск стал волостным центром. 
    С 1887 года в городе начались земляные, мостовые и нивелировочные работы на основных улицах города. Город преображается.
    Со снесением хворостяных казарм, начали застраиваться улицы Петербургская, Казанская, Банковская.

 Застройка  города должна была осуществляться согласно инструкции по планировке городов, действовавшей на то время. Инструкцией  предписывалось домам быть одной высоты, соблюдать принцип симметрии в архитектурном облике и размещаться  по красным линиям застройки. Двухэтажные дома в Луганске начали возводиться во второй половине и в конце 19 в.

    Обширности города первоначально способствовало присоединение села Каменный Брод,  и наличие частного сектора с одноэтажными и двухэтажными постройками, выходящими на улицу с длинными заборами. Почти при каждом доме был обширный двор, окружённый службами и с огородом. 
    Не было общепринятого и знакомого нам сейчас порядка в обозначении адресов, и  дома обозначалась не по номерам, а по их домовладельцам. Иногда обозначалось сословие, которому принадлежал домовладелец или чин, который он носил.  В Луганске, например: дома Сафарова, Гридина, шахтовладельца  Ноткина  и т.д. Магазины также именовались по их владельцам с указанием титула, ежели таковой имелся,  например: «Модно-мануфактурный магазин Почётного Гражданина А.А. Кушнарёва в Луганске, Успенская ул., собственный дом»,  «Самый обширный московский мясной колбасно-гастрономический магазин Е.И. Ноткина и М.И. Воеводова» и т.д.

    С конца 18 века и до 1834 года в Петербурге существовала валовая нумерация в пределах каждой полицейской части  и квартала. Эта нумерация не всегда была последовательна,  и в быту почти не употреблялась. С 1834 года была введена нумерация каждой улицы, четной и нечетной - стороны раздельно.    Луганск в некоторых моментах    копировал Петербург. В Луганске поперечные улицы назывались «линиями», а стороны широких улиц нумеровались тоже раздельно: «Крутая правая сторона», «Крутая левая сторона», «Желтянская (ныне Рабкоровская) левая сторона», «Желтянская правая сторона»,  «Покровская правая сторона»), «Покровская  левая сторона» (ныне улица Комсомольская), «Троицкая правая сторона», «Троицкая левая сторона» (ныне улица Металлистов).                                           
    Нумерация домов начала заводиться с 90-х гг. 19 в.  Но такой порядок прививался туго.  Издавались, распоряжения, но  номера  всё равно не приживались. Прибегали к запрету писать фамилии на столбах ворот. Были введены фонари  с номерами, что позволило различать номер дома и ночью. Когда их ввели в Луганске неизвестно, но ещё в 50-х годах прошлого 20-го века, участковые милиционеры строго предупреждали о штрафе, если фонарь не горел.
    Город развивается, и в  1906 году в Луганске было: население – около 40 тыс. человек, дворов – 4501 (домовладений), гостиниц – 9,  ресторанов – 4 и при каждой гостинице, церквей – 11, кинематограф – 1,    городовых – 47, околоточных надзирателей – 4, полицейских надзирателей – 2, урядников – 2, врачей – 20, страховых обществ – 11, банков – 2, гимназий – 4, начальных школ – 6.    Растёт число промышленных предприятий. 
    И хотя город Луганск изначально развивался и формировался как город промышленный, он был центром уезда, и в 1899-1890 гг. дворянство уезда избирает своим предводителем потомственного дворянина Ильенко Сергея Михайловича, который уже в 1891 году вместе с городским головой Вербовским В.И. и  исполняющим обязанности уездного исправника Н. Тимофеевым хлопотал о гербе города  Луганска, утверждённый  Николаем II только в 1903 году.

    Первая мощёная улица в Луганске появилась лишь в начале 20 века.  Многие улицы к  середине века  имели твёрдое покрытие.  «Самым распространённым видом мостовой в дореволюционном Луганске была булыжная».  Благодаря неровностям она была не скользкой в дождливую погоду и отличалась завидной прочностью. Но экипажи на них тряслись и громыхали  (резиновые шины даже в Москве появились после 1864 г.).   Такое покрытие было дорогим удовольствием. Поэтому замащивался только центр города. Окраины имели покрытие из щебёнки, а большая часть улиц ещё очень долгое время, даже после Великой Отечественной войны вообще не имела твёрдого покрытия. 
Об автомобилях в то время не было и помину. Ограничивались лошадиной силой.  Весь транспорт был гужевой: для перевозки тяжестей пользовались ломовыми извозчиками, для лёгкой езды – извозчиками. Экипажами были пролётки без верхов и с верхами.
В 1911 году такса для легковых извозчиков в Луганске составляла:
«Пароконных 1-го разряда при трёх пассажирах:
- конец – 40 коп.
- к вокзалу – 50 коп.
- Каменный Брод – 60 коп.
- в з-д Гартмана – 30 коп.
- час – 80 коп.
- День (12 часов и 2 часа отдыха) – 6 руб.
Одноконных 1-го разряда при двух пассажирах:
- конец – 20 коп.
- к вокзалу – 30 коп.
- Каменный Брод  или тюрьма –30 коп.
- в з-д Гартмана – 30 коп.
- час – 40 коп.
- День – 4 руб.».
Всеми этими экипажами пользовались  обыватели и мещане, рабочие и служащие, все те, кто не имел своих лошадей. Все, кто мог позволить себе, содержал выездных лошадей. Это считалось хорошим тоном и придавало солидность.

Существовали и «линейки» – длинные экипажи с двухсторонними сидениями. Такие линейки сохранились в Луганске и после Великой Отечественной войны, вплоть до конца 1950-х гг. 20 го столетия, обслуживая разные учреждения, в том числе и медицинские. По воспоминаниям старожила г. Луганска Дихновой Анны Егоровны, на такой «линейке»  ездили врачи  Скворцовы.

    О городских нравах того времени  сохранилась публикация в одной из газет от 13 июля 1906 г.  под названием «Берегись, беднота, богачи гуляют»: «В последние дни луганская публика очень пристрастилась к быстрой захватывающей дыхание езде... Что ж, катайтесь, катайтесь, довольные господа, мчитесь как бешеные, по   людным улицам во время самого сильного движения, и вы, пожалуй, будете иметь возможность исполнить свой каприз. Задавите какого-нибудь несчастного бедняка, вот вам и сильные ощущения... Может быть, хотите этим выразить порицание тем, другим, неспокойным... Вот мол, смотрите, как жить надо! Спокойно есть, пить кататься, а не разные митинги и бунты устраивать... И без ваших катаний знаем ваши мысли, не заставляйте нас ежеминутно припоминать поговорку:  «Берегись, беднота, богачи гуляют», мы  и так хорошо это чувствуем, в особенности в теперешний  бесправный момент».
Постепенно технические новшества входили и в жизнь луганчан. Получив в сентябре 1910 года разрешение Городской думы, Яков Макаров и Ханин Фрейман открыли в Луганске грузовое и пассажирское автомобильное движение. «Пролёткам лихих луганских извозчиков пришлось пугливо прижиматься к пыльным обочинам мощёных булыжником мостовых, уступая дорогу извергающему пары бензинового перегара грохочущему железом автомобилю. В то же время приступили к разработке проекта строительства трамвайной линии». 
     В 1899 г. благодаря частным маломощным дизельным электростанциям С. Уманского, а в 1912 г. Я.П. Остроухова и В.С. Сухомлинова в Луганске появилось электричество. И в 1912 г. были освещены первые улицы города.

    В начале 20 в. телеграфная связь дополняется телефонной. Авцин Павел Иванович в 1903 году заключил с городом контракт об устройстве и эксплуатации телефонной сети,  и в 1913 году Луганск уже имел телефонную связь с Екатеринославом, Харьковом, Бахмутом, Юзовкой (Донецком). Контора и станция размещались на улице Петербургской.
    Таким образом,  к началу 20 в. Луганск становится крупным промышленным городом с развитой сетью магазинов, пестреющий  по вечерам рекламой и огнями уличных электрических фонарей.

Категория: Мои статьи | Добавил: princepierre (07.04.2012)
Просмотров: 2878 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 3
3 Наталия Ивановна.  
0
Спасибо, за интересную статью. Как важно знать историю своего города, края; с чего всё начиналось.

1 Анна Драй  
0
Укажите, пожалуйста автора статьи (Драй Анна Яковлевна).

2 princepierre  
0
Указано в правом верхнем углу.

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright © prince Pierre Gavlovski de Causses, 2024