Мы объединились с
намерением восстановить, насколько это возможно, дворянскую культуру,
естественно, в настоящее время в полном объеме эта задача невыполнима, Трезво
оценивая свои возможности, мы должны прежде всего вспомнить наиболее ценные
черты этой культуры. Здесь мы хотим поговорить о чести.
Изданный в
советское время философский словарь указывает, что честь включает в себя
моменты осознания индивидуумом своего общественного значения и признания этого
значения со стороны общества.
В организованных
группах животных хорошо изучено явление социальной иерархии. Особи,
составляющие такие группы, посредством применения и демонстрации силы, борются
за высокий социальный статус, Инстинкт заставляет человека поступать точно
также. Советская культура рассматривала человека, как цивилизованную обезьяну,
и достаточно последовательно не видела в его поведении ничего кроме животных
инстинктов. Однако, она создала путаницу, когда связала борьбу за поддержание
социального статуса с понятием чести, выработанным в рамках иной культуры.
В.И.Даль
определяет честь, как внутреннее нравственное достоинство человека: доблесть,
честность, благородство души и чистую совесть. Дворянская культура – это прежде
всего христианская культура, основанная на вере в то, что человек – нечто
большее, чем животное. Возможно, не все наши предки понимали честь так же
высоко и ясно, как Даль, но история все же говорит, что для Российского
Дворянства в целом было характерно понимание чести, как обязанности служить
Царю, Отечеству и выполнения христианских заповедей.
Нам необходимо
стремиться восстановить сущность дворянской чести, отбросив все сопутствующее,
В таком, очищенном виде честь – это, видимо, соблюдение некоторого минимума
должного поведения христианина. Мы не должны красть и врать, Это не так просто.
Все мы за прошедшие 70 лет сильно опустились. Нельзя прелюбодействовать.
Эта заповедь в
нашем развращенном обществе кажется анахронизмом, но это не совсем так. Не
соблюдение этой заповеди замутняет душу, затемняет сознание личности, разрушает
семью и общество, приводит к духовной деградации. Нельзя убивать, говорится в
Священном Писании. Многие христианские конфессиии и Православие в том числе
делали исключение из этого правила в случае войн и тяжких преступлений.
Дворянство, кроме того, считало возможным убийство на дуэлях. Первые два случая
находятся в компетенции Государства и Церкви, и решение их для потомков дворян,
не обладающих даже тенью власти, не актуально. Что касается дуэлей, то эта традиция
европейского дворянства никогда не была особенно популярна в России, а теперь и
вовсе отошла в прошлое.
Наш опыт
страдания пропадет втуне, если мы не поймем, что никакие внешние обстоятельства
не могут бросить тень на личную честь. Мы знаем, что потеряли честь не те,
лучшие из нас, кого избивали, подвергали насилию и брани, морили голодом и
убивали, а те, кто попустительствовал злу из страха испытать то же самое или из
личной выгоды. Никакое насилие или оскорбление не в силах запятнать нашу честь;
она вполне зависит от нашего, а не от чужого поведения. Позорно, испытывая
страх, не проявлять сдержанность. Думается, дворянин по возможности не должен
реагировать на оскорбление или насилие, направленное лично против него, но
должен выступать со всей решительностью, когда оскорбляют его ближнего. Это
очень трудно: когда затронуты наши личные амбиции, злоба позволяет преодолевать
страх, а когда мы лично не страдаем, то страх ничем не сдерживается и
господствует над духом.
Нужно бороться с чувством зависти. Это
чувство всегда замаскировано и выливается в ненависть к вышестоящим на
социальной лестнице. Можно предполагать, что именно зависть привела Россию к
катастрофе. Революционерами руководило не сострадание к угнетенным, а ненависть
к богатым и знатным. Человек чести не должен поддаваться зависти. Нам надо
самим тщательно проверять линию нашего поведения и, если она достаточно
добропорядочна, относится к нашим неудачам и трудностям терпеливо, отнюдь не
досадуя на успехи других, поддерживая своим примером малодушных и оказывая по
возможности помощь в ней нуждающимся.
Часто мы,
страшась неприятностей и ухудшения отношений с окружающими, надеваем маски.
Подчиняясь моде и, пользуясь такой своеобразной мимикрией, стараемся «быть, как
все». Однако, надо не заискивать перед окружающими, а относиться к ним с
искренним уважением, для чего следует бороться с себялюбием и осуждением
ближних. Правильное понимание чести, как собственного морального поведения,
помогает преодолевать страх перед грубостью, насмешкой и реальной опасностью.
Восстанавливая
дворянские устои, надо ясно понимать, что перенесенные ужасы были результатом
отступничества от Бога интеллигенции ( так называемой разночинной, состоявшей
из всех сословий общества, в частности из дворянского). Поэтому восстановление
нашей страны возможно только через воцерковление народа, нас в частности и в
особенности, поскольку высшая честь – это честь беззаветного служения Истине.
Дворянин должен выполнять свой христианский, гражданский и духовный долг в
рамках закона Божеского и человеческого.
Выполняя долг
чести, как служение Истине – Богу, мы сами готовимся ко вступлению в Вечную
Жизнь и способствуем возрождению Святой Руси, которой, вероятно, назначена роль
«Удерживающего», да не откроется «тайна беззакония», то – есть гибель
человечества, о чем предупреждают пророчества. В заключение следует отметить,
что достойная христианская жизнь заставляет жертвовать не реальными, а
кажущимися благами. Эти блага (деньги, власть, любовные интриги и т. п.) никого
никогда не сделали счастливыми. Даже жизнь, если хорошо разобраться, не стоит
потери чести.
Е.В.Селиванова, Ф.Н.Семевский, Н.С.Толстой. Альманах
«Дворянское Собрание», № 2. 1995 г.